наверх

Главная » 2016 » Январь » 31 » Таких не берут в космонавты...
13:40
Таких не берут в космонавты...
Меньше месяца остается до очередной церемонии вручения "Оскаров" - премий американской киноакадемии. На сей раз этого престижного трофея может удостоиться творение российского кинематографа. На "Оскар" номинирован короткометражный мультфильм довольно известного режиссера-мультипликатора Константина Бронзита, который трудится на киностудии "Мельница". Самый известный его фильм, "Алеша Попович и Тугарин Змей" принадлежит к циклу "Мельницы" о русских богатырях и снят все в той же не очень русской шутовской манере с бесконечными гэгами и дурачествами. Но речь сейчас не о нем.

Номинированный на "Оскар" 15-минутный фильм называется "Мы не можем жить без космоса" и его герои - действительно космонавты. "Герои" - в смысле, "персонажи", потому что ничего героического в них нет. Это два неразлучных друга, которые с детства мечтали полететь в космос и даже попали вместе в отряд космонавтов, но, похоже, взрослыми так и не стали. Они скачут на кроватях в своей комнате в центре подготовки, да так, что то и дело падают на пол или врезаются в потолок, обстреливают друг друга едой в столовой, корчат рожи. Вероятно, так автор пытался показать их живость и яркую индивидуальность - потому что все остальные вокруг двоих друзей напоминают скучных и слегка запыленных промышленных роботов, занимающихся изготовлением из болванок (курсантов) готовых изделий. У курсантов даже нет имен, им присвоены номера, похоже с ними никто по-человечески не общается. Впрочем, им вполне хватает друг друга - в этом-то и проблема.

Главная коллизия мультфильма проста до банальности. Друзей выделяют по итогам испытаний среди прочих, один из них назначен в полет, другой становится дублером. Ракета взрывается в космосе, дублер устраивает ужасную истерику в центре управления полетами, его утихомиривают, водворяют прямо в скафандре в его комнату и закрывают дверь - так бы поступили даже не с задурившим животным, а со сломавшимся пылесосом. Безутешный "номер 1204" так больше и не выходит из своего скафандра, который почему-то перестает открываться. Несколько дней неудавшегося космонавта равнодушно пытаются выковырять, рассматривают на рентгене его скорчившуюся внутри скафандра в позе эмбриона фигуру. На соседней койке уже поселился новый курсант - молчаливый и невозмутимый, как чугунная болванка. Наконец, скафандр все же вскрывают. Он пуст, а в потолке зияет дыра в форме человека. "Номер 1204" дрейфует без скафандра в открытом космосе, и вот его рука встречается с рукой друга. Конец.

В общем-то особых вопросов к фильму нет, кроме одного - при чем тут космос и космонавты? История не о космосе, а о невротически пылкой дружбе, неумении справиться с горем, об одиночестве в жестоком мире черствых людей, из которого ускользнуть на тот свет, по мнению автора, - вполне себе выход. Если бы мультфильм назывался "Мы не можем жить друг без друга" это было бы куда правдивее. Впрочем, подтекст именно таков. Мечта о космических полетах оказывается на поверку иллюзией, вся подготовка - глупой и неважной суетой. По настоящему важны лишь чувства персонажей. Такой вот "космос в стиле "эмо""...

Не новая идея по нашим временам. Герои и героизм начали потихоньку уходить из отечественного кино еще до начала перестройки, на закате СССР, а уж в перестройку сами понятия героизма, подвига начинают усиленно развенчиваться. Вместо них пропагандируется святость и драгоценность "простых человеческих чувств", которые пытается безжалостно растоптать "система". При том, что в старых советских фильмах личные переживания вовсе не противопоставлялись героизму, служению Родине и мечте. В советском фильме или мультфильме космонавт, потерявший друга, потосковав, посвятил бы погибшему свой полет. Возможно, даже оставил бы их совместную фотографию на какой-нибудь далекой планете. Ведь память о близких людях способна вдохновлять! Вместо этого режиссер воспевает бессмысленную истерику и еще более бессмысленную смерть от тоски.

И еще одно. Бронзит словно бы старательно разделывается с идеей освоения космоса. Почти каждая техническая деталь является пародийно-неправдоподобной. Так ракета зимует под чехлами во дворе центра подготовки, как какой-нибудь бездомный "жигуленок", оттуда - со двора - она и стартует. Из тренировок худо-бедно показана разве что центрифуга - чтобы хоть как-то приобщиться к невесомости герои скачут на койках, максимум "парят" в чем-то вроде аэродинамической трубы. О специальных воздушных лабораториях и тренировках в соленой воде автор, вероятно, никогда не слышал? Дублер во время полета сидит на приставном стульчике в центре управления, облаченный в скафандр, как будто, случись что, под рукой найдется второй корабль, который немедленно запустят. И так, что называется, всю дорогу. Не говоря уж о том, что, судя по всему, психолога кандидаты в космонавты в этом странном центре и вовсе не посещали... Впрочем, эту "клюкву" вполне можно было бы простить - все же мультик, а не документальная хроника. Если бы не куда более серьезный грех, о котором было сказано выше.

Очень хочется надеяться, что вскоре в наших мультфильмах былинные богатыри и космонавты перестанут быть придурками, шутами или истериками. Детям и молодежи нужен герой, а не жертва "системы", обстоятельств или собственных расстроенных нервов. Поколение "маленьких людей" лишенных высоких порывов и заботящихся только о своих чувствах, попросту не выживет в быстро меняющемся мире.

источник
Просмотров: 523 | Добавил: mohoff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Литературный блог