Главная » 2013 » Март » 13 » На пути в «Буржуинство»: есть ли в России капитализм?
13:33 На пути в «Буржуинство»: есть ли в России капитализм? |
«Прошу вас прекратить злоупотребления внутри всех профессий; если же существует какая-либо профессия, кото-рая, разоряя многих, обогащает немногих, то это отнюдь не служит благу общества». Из письма О. Кромвеля Долгому парламенту. Вечером 25 декабря 1991 года на глазах у всего мира с флагштока Кремля был спущен красный флаг СССР, который был символом пролитой крови борцов за свободу и независимость нашей Родины. И мы пошли в «капитализм»: туда, где, как было обещано, будет очень много чечевичной похлёбки и колбасы. Пока оставим в стороне количество, качество колбас и похлёбки, а также итоги пути, завершившиеся для многих дыркой от бублика и законом Магнитского для пока, видимо,немногих. И поговорим о «капитализме», который якобы у нас был построен. В одной из передач «Школа сути» С. Кургинян рекомен-довал прочитать слушателям небольшую по формату работу признанного всем мировым сообществом учёного Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Одновременно он соотнёс настоящий капитализм по Веберу с нашей реальностью. Что стало очевидным при таком соотнесении? Основой работы М. Вебера стали мысли отцов-основателей Протестантизма и буржуазного строя: Лютера, Кальвина, Карлейля, Франклина, Бакстера и др. Именно к ним обращался автор при создании портрета капитализма и корней его духа. Кальвинизм и лютеранство стали религиозным обоснованием нарождающегося класса буржуазии. Реформация под это церкви вызывала еще тогда, в XVII веке, у многих отторжение Так, английский поэт и мыслитель Д. Мильтон писал о кальвинизме: «Пусть я попаду в ад, но такой Бог никогда не заставит меня уважать себя». Но дело сделано: капитализм был запущен. Дадим предельно четко словами вдохновителей проекта и М. Вебера характеристики его сути: «Приобретение денег – при условии, что оно достигается законным путем». Религиозная оценка труда: «Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его». Аскеза:«Главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для «подтверждения» своего призвания. Трата этого времени на светские развлечения, «пустую болтовню», роскошь, даже не превышающий необходимое время сон – не более шести, в крайнем случае, восьми часов - морально совершен-но недопустима». Производство ради инвестирования и отрицание ростовщичества: «Крупные состояния, возникшие в новых условиях, не отдавались в рост, а вкладывались в производство». Запрет лихоимства, как ставящего под сомнение спасение души. Так, «после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде «покаянных денег», а в иных случаях и возвращались прежним должникам в качестве несправедливо взятых с них «usura» (ростовщического процента)». Богатство – во благо общества: «Богу угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом». Итак, вот они, отличительные черты капиталистического общества и его духа приобретательства, ограниченного религиозной этикой. Теперь оглядись вокруг, товарищ! Что ты видишь? Елькиных, сидящих на золотых унитазах с хрустальными сливными бачками, и васильевых в 13-комнатных квартирах с полутора тысячами ювелирных изделий на миллионы долларов? И как это соотносится с капитализмом? Кромвель, говорят, за отступления от пуританства (аскезы) рубил головы. Дантона за свою любовь к сладкой жизни французский народ отправил на эшафот. Ведь Бастилию брали не для того, чтобы буржуазные революционеры присвоили себе привилегии, отобранные у аристократов. Рассмотренный нами труд М. Вебера был написан в 1905 году. Уже в то время он видел закат капитализма и его духа. Чем это закончилось? Первой Мировой войной. К 1914 году капитализм сбросил маску Добродетели и усеял Землю трупами 8,5 миллионов солдат. А потом в Европе были «потерянное поколение» и фашизм… М. Вебер предупреждал: «…не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость». И вследствие этого, «не обретут ли истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы – и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития». Надеюсь, мы разобрались: никакого капитализма у нас нет и в помине. А что же тогда есть? Как это назвать и исторически идентифицировать? Об этом – в следующей статье. До встречи в СССР! С. Аскерко источник : газета "Суть времени - Подольск" |
|
Всего комментариев: 0 | |