наверх

Главная » 2012 » Октябрь » 27 » От рабства к свободе и обратно
19:16
От рабства к свободе и обратно
Лидия СЫЧЁВА. Член Союза писателей России.

С большим интересом прочитала в «Правде» материал «круглого стола» об опыте и уроках советской цивилизации, а затем продолжение разговора на эту тему в преддверии октябрьского пленума ЦК КПРФ. Мне тоже захотелось принять участие в обсуждении проблем, которые меня очень волнуют. Коснусь роли и состояния нынешней интеллигенции и нашей культуры.

«Читал статью одного политолога…»

Когда посол Белоруссии в России Андрей Кобяков выступал на пресс-конференции в РИА «Новости», его спросили: а в чём проявляется социальная направленность проводимой в стране политики? И тут посол напомнил журналистам азы гос-управления: социальная ориентация государства заключается в том, чтобы результаты труда, полученные в экономике, распределялись справедливым образом. Соотношение доходов богатых и бедных в Белоруссии равно 6. А вот в России «коэффициент фондов», то есть отношение доходов 10 процентов самых состоятельных граждан к доходам 10 процентов самых обездоленных, составляет 16,3. Это, конечно, по официальным данным. (Добавим, что в 2000 году, когда Владимир Путин начинал своё правление, данный показатель был 13,9.)

Ну а теперь о задушевных мечтах отечественного «правящего класса». Разговариваю с главой депрессивного сельского района. Население — 13 тысяч человек, все более-менее работящие мужики — в Москве, в гастарбайтерах. Говорю главе, что наша власть должна начать с себя, и потому дифференциация доходов внутри бюджетного учреждения не должна различаться во много раз. Не может ведь быть общих целей, общих смыслов и просто взаимопонимания между людьми, труд которых государство ценит вопиюще разно. Жизнь у всех одна, и время человеческого бытия одинаково неповторимо и у чиновника, и у тракториста.

В ответ районный начальник выдал мне следующее: «А я вот читал статью одного политолога, и он доказывает, что человек с уровнем моих полномочий и компетенций должен получать в месяц не менее 200—300 тысяч рублей».

Таковы притязания главы района! Что же думают о вознаграждении за свои «компетенции» областные чиновники, губернаторы, министры и пр.?! Я уж молчу про целый выводок вице-премьеров. «Кто более матери-истории ценен?» Похоже, нынешние чиновники на полном серьёзе считают, что их денные и нощные бдения о нашем благе должны вознаграждаться в двести раз выше, чем тяжёлый труд доярки, тракториста, водителя. Хотя, в отличие, допустим, от шофёра, «рулят» они исключительно бумажками и ничем, как показывает жизнь, не рискуют. Разве депутаты Госдумы или члены Совета Федерации ответили рублём хоть за один «бракованный» закон?! Такого не бывало.

Но откуда эта шальная мысль — о своей сверхценности для общества — залетела в головы наших управителей? Она пришла от гуманитарной интеллигенции, формулирующей и распространяющей смыслы («я читал статью одного политолога»). Любопытная тенденция: российские медиа постоянно муссируют словосочетание «средний класс» и — не реже — слово «элита». То есть подразумевается, что общество у нас поделено на касты. Их три: элита, средний класс и бомжи (быдло). Четвёртая каста — гастарбайтеры, то есть рабы, в основном из Средней Азии. Фактически аналог «неприкасаемых» в Индии, которые, как мы помним, являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах или занимались уборкой мусора.

А кумир у них — миллиардер Прохоров

В этой идеологии, ежедневно проводимой с помощью определённого рода интеллигенции, есть что-то фашистское, антигуманное и антихристианское. И самое главное, всё это очень далеко от тех вершин духа и мысли, которые были свойственны русской литературе XIX века. Гоголь с «Шинелью», Достоевский с «Униженными и оскорблёнными», Некрасов с «Кому на Руси жить хорошо»… Ну а Лев Толстой, тот вообще в конце жизни от собственности отказался!.. Жаль, что нет сегодня у нас такого Льва, который бы указал церковным деятелям, что негоже жить в роскоши в вымирающей стране. И не только указал, но и сам бы следовал своим словам.

Великая русская литература формировала образ и идеал иного социального строя и нового человека. В этой конструкции будущего трудящийся не именовался быдлом, а рабство не считалось нормой жизни. Наши гении беспощадно критиковали капиталистическую эксплуатацию, говорили о глубине противоречий между ростом богатства и ростом нищеты. Образ иной реальности, явленной в слове, подхватывали художники, музыканты, политики.

И этот гуманистический идеал в конце концов был приближен и воплощён. Чтобы человек ценился не по сословию, к которому принадлежит, не по богатству, а по тому вкладу, который он вносит в общество. Да, так стало у нас — в Советской стране, в советской цивилизации.

Не потому ли, когда начали капиталистический реванш, именно литература и писатели оказались в самом бесправном положении? Не потому ли вытесняются уроки словесности из школьного курса и придуман ЕГЭ, чтобы юношество не думало, не размышляло и не сравнивало в школьных сочинениях образы социалистического минувшего и капиталистического настоящего? Потому что, если разбирать всё подробно, то в гео-политической войне потерпел поражение не только СССР — поражение потерпела и вся русская гуманистическая литература XIX века, которая являлась смысловым ядром нашей культуры. Это она в «новом мировом порядке» оказалась неактуальной! Не туда вели, мол: на самом деле — человек человеку волк. А значит, сама память о Толстом, Чехове, Достоевском и «слезинке ребёнка» противна тем, кто готов ради набивания собственного кармана положить миллионы жизней на алтарь беспощадного капитализма.

Вот почему, по мысли нынешних политконструкторов, сочинения классиков следует заслонить пиаром «писателей-говноедов» и литераторов-матерщинников. В надежде, что образы, заложенные в подсознание народа этими «творцами», сработают. Ну а «элита» должна усвоить: «вся власть от Бога», ресурсов на всех не хватит, живём один раз, после нас хоть потоп, да здравствует гопак на крейсере «Аврора»!..

Но всё меняется. И вот уже мы замечаем, что в нынешнем протестном движении, начавшемся с Болотной, писатели вроде бы снова во главе масс. Прекрасно! Но куда они ведут людей? Каков их идеал? Чего они хотят? Неужели они мечтают об устроении общества по социалистическому образцу? Или, допустим, чтобы доходы бедных и богатых граждан не различались более чем в 6,1 раза (как в Норвегии или в Германии)? Но не странно ли, что кумиром этих литераторов является миллиардер Михаил Прохоров? Разве он хочет стать беднее?! Почему же этот новоявленный Франциск Ассизский до сих пор не отказался от своих норильских сокровищ?

Или вот ещё один любимец писательской публики — жертва «режима» Михаил Ходорковский. Он что, тоже готов «лечь на рельсы», чтобы сократить трагический разрыв между элитой и быдлом? Наверное, именно для этой цели он и стал богачом номер один в России… Хорошо помню «благотворительные акции» Ходорковского в пользу российской интеллигенции. «Просто так» он давал деньги исключительно антисоветски настроенным литераторам преимущественно еврейской национальности. Из песни слов не выкинешь — было такое. Может, конечно, русские у него и не просили — это второй вопрос. Но никто ведь не заставлял Ходорковского издавать журнал «Факел» — издание для молодёжи, которое бесплатно распространялось в школах и вузах. Журнал на грани фола — с явно выраженной темой «телесного низа». Для быдла. Вот так и «разжигал»…

Борьба за нашу культуру — это борьба за независимость

Так чего же ждать от этих «оппозиционеров» тем, кого они считают быдлом? Где образ будущего, нарисованный этими литераторами? В чём он? В проекции «Дома-2»? Или в книге Лимонова «Другая Россия»? Где духовные искания, где пространство больших идей, дерзость и высота духа? И вообще, что Россия как великая литературная держава готова предъявить миру? Какую духовную программу? Пародийные стихи и псевдоисторические романы? Лев Толстой — зеркало русской революции. А вы?!

Денежные премии, пиар, катания за бюджетные деньги по заграницам (удивительно, но в делегациях постоянно фигурируют «протестные писатели», что наводит на мысль об их дружеской близости своим «врагам») — вот и вся их литература. Она ничуть не лучше сегодняшней власти, увы. И ничто пока не предвещает, что новые госуправленцы, избранные с помощью «честных выборов», с такими «совестями нации» будут гигантами мысли и светочами духа. И уж тем более что жизнь народа в результате станет богаче и свободнее.

Понятие «культура» сегодня становится непопулярным, его стараются завуалировать, увести в тень, заболтать. Есть «общечеловеческие ценности», которые сейчас пропагандируют гораздо больше. Но идея об «устарелости» национальной культуры и о приоритете космополитических ценностей — мировоззренческая ловушка. Госпожа Простакова из пьесы Фонвизина «Недоросль» тоже считала, что Митрофанушке география не нужна: «Да извозчики-то на что ж? Отвезут куда надо».

Посмотрите: нам долго внушали, что мы проживём без отечественного автомобилестроения — зачем, если на Западе прекрасные машины делают?! Теперь и российский авиапром побоку — ну есть же «Боинги», хорошие самолёты. Ракеты и спутники у нас без конца падают — того и гляди, скоро родится идея, что и в космосе нам делать нечего, а вон у китайцев девять космодромов, старты идут без сбоев.

Вооружение иностранное мы уже закупаем. А тут ещё в прессе стали муссировать мысль, что якобы к 2020 году у нас наступит замечательная жизнь, поскольку население сильно сократится, то есть оставшимся «больше достанется». Ну это вообще какой-то полуфашизм, честное слово. Причём насаждает его та же «передовая» интеллигенция.

Но посмотрите: в Европе, кажется, никто не собирается расставаться с национальной культурой и с национальным производством. Поезжайте в Норвегию, нефтяную страну, и посмотрите, как они телекоммуникации развивают, рыбное хозяйство. А как они лелеют свои традиции, культуру! На государственном телевидении никакой рекламы, я уж молчу про пошлые и шокирующие передачи — им вообще непонятно, как такое может быть в стране Гоголя и Чайковского.

Национальная культура — это роскошь в современном мире. Такая же, как государственный суверенитет. И если его нет, появляются разговоры, что нам ничего не надо — ни сельского хозяйства, ни промышленности, ни культуры, ни людей. Мол, товары мы купим за нефтегазовые деньги, культурно отдохнём на Паттайе, а люди к нам сами из Средней Азии приедут и будут почти «за спасибо» работать.

Увы, духовной революции у нас пока не произошло. Зато духовное поражение русской интеллигенции — очевидно. Что ж, нам не привыкать — поборемся против этого. От рабства к свободе: дубль два. За нашу великую культуру. За великую русскую, советскую, социалистическую цивилизацию. И на КПРФ в этой большой борьбе — особая надежда.

источник

Насчёт особой надежды на КПРФ - это, по-моему, преувеличение. КПРФ в последнее время ведёт себя, скажу мягко, не очень адекватно своему названию. Под всем остальным подпишусь.
Просмотров: 908 | Добавил: mohoff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1   [Материал]
angry Клёво.

Имя *:
Email *:
Код *:

Литературный блог